“Кормит” ли онлайн-образование?

Онлайн-образование глазами преподавателя и глазами вуза


Online_Obr_Кормит ли онлайн образование

Недавно я выступал в бизнес-школе RMA. Студенты задали вопрос об онлайн-образовании и онлайн-курсах: можно ли на этом заработать? Сколько? Может ли это занятие прокормить? Оказалось, что не так давно я давал комментарии одному из медийных ресурсов – и пообещал студентам опубликовать свои ответы онлайн-изданию у себя в блоге.

“Кормит” ли онлайн-образование? Однозначно, да. Люди устали покупать “традиционные корочки” университетов и обращаются в сторону практического бизнес-образования с запросом “научи меня тому, что мне поможет“; в бизнесе, в развитии, в конкрентных задачах (будь то менеджмент в онлайн-индустрии или дизайн в мобильных приложениях).

Онлайн-образование глазами преподавателя:
Возможности для масштабирования талантливого преподавателя ограничены его временем: сколько человеко-часов Давида Яна или Сергея Белоусова может себе позволить любая, даже самая известная бизнес-школа? Час-два от силы. А вот записать курс с Гаем Кавасаки и выложить его на Udemy – возможно. Работают все модели: но перспективнее – онлайн; количество поступающих в мировые бизнес-школы с 2008 года в целом снижалось (об этом пишет на E-xecutive.ru директор Global Executive Programme бизнес-школы “Сколково” Андрей Шапенко); и все мировые школы начинают конкурировать друг с другом. В этот момент становится важным бренд преподавателя как персоны: приходят на Адизеса; на Манна; на Гандапаса; на Бугаева.

Онлайн-образование глазами вузов:
Повышается спрос на специфические программы: короткие, интенсивные, продолжительностью три-четыре месяца и даже меньше. Создавать под такую программу учебный курс, планировать живую площадку иногда затратнее – поэтому на помощь приходит онлайн или гибридная модель образования: встречи раз в неделю или два раза в неделю в оффлайне и онлайн-платформа (например, GetCourse.ru Марата Нигаметзянова) для проверки заданий. Все дело в том, что управленцы и собственники бизнеса устали от пустопорожних тренингов – и хотят получить образовательную стратегию: план получения навыков и компетенций, который они смогут внедрить максимально быстро. В этом им может помочь ментор: человек, который поможет им составить такую образовательную стратегию и будет контролировать с помощью инструментов трекинга выполнение всех шагов этой стратегии.

Недавно об этом говорили на Летней школе бизнес-инкубатора Высшей школы экономики HSE{SUN}: на этой площадке встречаются и обмениваются лучшими практиками лидеры поддержки и развития предпринимательских сообществ по всей России и ближайших стран. Опыт Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ и ФРИИ показывает: востребованы услуги менторов и трекеров: бизнес-аудитория требует прямой работы с задачами и получает “конкретную компетенцию под заказ”; и возможность в этот момент подключить человека в онлайне стоит дешевле чем требовать его же встретиться в оффлайновой точке.

Дистанционное образование развивается; это тренд глобальный. Пока основное препятствие – низкое проникновение английского языка в нашей стране; не каждый способен учиться напрямую на Coursera или edX. У онлайн образования есть обратная сторона медали: эффективность усвоения материала в онлайне ниже – и зачастую ставится под сомнение такого рода обучения. Поэтому выход – в гибридной модели: время преподавателя и студентов экономится на теоретических блоках (запись); но общение, ответы на вопросы должны быть внедрены в образовательный процесс.

Я верю в модель виртуального ментора: человека, который способен заниматься менторством в групповых проектах, при этом фокусируясь на самых талантливых учениках и уделяя им максимум внимания. Это внимание может быть реализовано как на живых встречах, так и в онлайне – с помощью современных цифровых платформ. Помочь предпринимателям или топ-менеджерам найти ответы на вопросы, дать стратегию развития, помочь с точками опоры в развитии – вот главная задача виртуального ментора. И самые эффективные преподаватели будут (и уже делятся) своим опытом во всех каналах коммуникации: как во время живых выступлений (keynote speech на конференции, корпоративный тренинг для топ-менеджеров или мотивационный тренинг для команды продавцов) так и в онлайн-курсах, которые могут снять ограничение во времени – и сфокусироваться на проверке знаний, менторинге и трекинге предпринимателя и топ-менеджера. При этом (что удивительно) запросы связанные с решением бизнес-задач в образовании расширяются на вопросы в области “смысла жизни”: куда бежать, зачем, что строить. Многие топ-менеджеры стараются искать смыслы в новых областях – и находят ответы в спорте: в беге, триатлоне, увлечении другими видами спорта.

Найти единомышленников, объединить их и продолжить общение без ограничений географического порядка – это то, что может сделать онлайн (но в онлайне должен быть человек, который начнет этот процесс обмена знаниями, опытом и просто процесс общения – нетворкинг).

Леонид Бугаев

LBugaev_Signature_ONE.jpg